Всем привет! Довольно часто приходится слышать фразы из разряда «это черный пиар», «надо обратиться к пиарщикам», «это все пиар» и прочее. Поэтому складывается впечатление, что работа в этой сфере востребована. Сегодня поговорим о профессии PR-менеджер: кто это, что делает, какую роль играет, насколько востребована эта специальность. Разберем подробно положительные и отрицательные стороны работы, а также узнаем, что умеет хороший пиарщик, и каким бывает пиар.
Кто такой PR-менеджер
PR – это сокращение от английского словосочетания Public Relations – связи с общественностью. Следовательно, PR-менеджер – это специалист по связям с общественностью. Основная обязанность профессионала – это выстраивание отношений с аудиторией (потребителями, клиентами, покупателями), другим бизнесом, инвесторами. Специалист популяризирует продукт или фирму, находит максимально удобные для целевой аудитории каналы связи (социальные сети, радио, печатные СМИ и пр.), создает положительный образ продвигаемого бренда.
Часто пиар-менеджеров нанимают не только коммерческие компании, но и политики, звезды шоу-бизнеса, общественные организации. В небольших фирмах один профессионал выполняет работу целого штата сотрудников, в крупных бизнесах создают целые пиар-отделы, где каждый решает свои задачи, или заключают договор с PR-агентством.
Хороший специалист разбирается во многих смежных сферах: рекламе, СММ, копирайтинге, журналистике, психологии, маркетинге и пр. Он умеет использовать знания для достижения основной цели – создания благоприятного впечатления о продвигаемом товаре у целевой аудитории.
Еще один важный аспект работы PR-менеджера – сбор и анализ информации о том, как воспринимается продвигаемый объект. В итоге специалист должен разработать стратегию, результатом реализации которой станет поддержание образа, изменения отношения аудитории в нужную сторону, достижение большей популярности, узнаваемости человека или бренда.
История профессии
Это достаточно молодая специальность, первые пиарщики появились в начале 20-го века в Америке: тогда Гарвардский университет открыл отдел связей с общественностью. Первыми клиентами были политики – представители демократической партии. Но уже к середине 20-го века большинство коммерческих компаний оценили важность грамотных пиар-кампаний и стали нанимать в штат PR-менеджеров.
В России днем рождения профессии «Специалист по связям с общественностью» официально считается 28 июля 2003 года, когда ее зарегистрировали в Общероссийском классификаторе. С тех пор в РФ 28 июля считается официальным профессиональным праздником всех PR-специалистов. Сейчас пиарщики трудятся практически в каждой компании.
Чем занимается PR-менеджер
К основным задачам относятся:
- анализ сложившейся репутации компании, человека: как они уже представлены (если представлены), как воспринимаются ЦА (целевой аудиторией), с чем ассоциируются, какие проблемы есть, как их можно исправить и улучшить образ;
- разработка стратегии продвижения, постановка целей, задач, выбор направления, составление контент-плана, подбор идей для проведения мероприятий;
- устранение и отработка отрицательных черт, ассоциаций, негативных упоминаний, разрешение кризисных ситуаций;
- создание положительного имиджа с помощью позитивных инфоповодов, упоминаний в СМИ в положительном контексте, выгодных коллабораций;
- работа с газетами, телевидением, интернет-сайтами, лидерами мнений в нише, где идет продвижение, включая блогеров;
- подбор амбассадоров;
- подготовка официальных ответов, сообщений, пресс-релизов, выступлений от лица компании, бренда;
- постановка задач и составление ТЗ для бренд-менеджеров, копирайтеров, дизайнеров и других специалистов, контроль их работы;
- составление, согласование и реализация рекламных кампаний, PR-мероприятий;
- составление отчетов и прогнозов результативности предпринимаемых мер;
- проведение деловых встреч с инвесторами и партнерами.
Помимо этого специалист по связям с общественностью может заниматься наполнением сайта, ведением блога, подготовкой информации для СМИ, повышением позиций в различных рейтингах. Нужно помнить, что создание имиджа – кропотливый процесс, который может занять годы.
Сферы деятельности пиар-менеджера
Качественная реклама и грамотное продвижение нужны везде, поэтому специалисты в сфере PR-технологий востребованы во всех сферах:
- политика (популяризация партий, деятелей, кандидатов на различные должности);
- шоу-бизнес;
- СМИ;
- бизнес (продвижение товаров, услуг, брендов);
- финансовые организации;
- наука (популяризация идей, разработок, исследовательских объединений и организаций);
- образование;
- социальные проекты.
Разработку и реализацию пиар-стратегий все чаще заказывают не только крупные фирмы, способные содержать собственные отделы пиарщиков, но и предприятия среднего и малого бизнеса.
Плюсы и минусы профессии
Однако в работе менеджера по связям с общественностью есть немало подводных камней. Возможно, что некоторые отрицательные качества работы могут перевесить все «плюсы».
В графике пиар-менеджера могут часто появляться командировки, срочные вызовы и большая загрузка по выходным. Стоит еще до устройства и выхода на работу уточнить эти моменты, решить для себя, насколько они критичны.
Необходимые знания и навыки
PR-менеджер должен владеть классическими и современными инструментами, уметь работать с газетами, телевидением, а также в интернет-пространстве и соцсетях. Специалист должен уметь:
- пользоваться инструментами веб-аналитики;
- анализировать целевую аудиторию, составлять ее портрет;
- писать тексты различных форматов: для социальных сетей, блогов, газет, журналов, составлять спичи и пр.;
- проверять и вычитывать тексты перед публикацией на корпоративном сайте, в блоге или социальных сетях;
- проводить и давать интервью;
- желательно владеть иностранным языком;
- составлять сметы мероприятий, рекламных кампаний;
- составлять контент-план, стратегию продвижения, медиаплан;
- нарабатывать, вести, развивать и поддерживать базу полезных контактов;
- собирать обратную связь, анализировать ее;
- оформлять документы, составлять отчеты.
Помимо этого пиарщик должен уметь «погружаться в продукт»: изучить историю компании, бренда, знать основных конкурентов, подробно ознакомиться с линейкой продуктов или услуг фирмы. Важно ознакомиться с текущим положением дел: нынешней ситуацией, познакомиться с ключевыми (и не только) сотрудниками, инвесторами, партнерами, узнать о значимых мероприятиях компании, изучить профильные блоги, СМИ, подобрать актуальные площадки для «посева» инфоповодов.
Личные качества пиарщика
К специалистам предъявляется ряд требований, и они касаются не только профессиональных знаний, но и личных качеств. Основное качество, которым должен обладать хороший пиар-менеджер – это коммуникабельность, способность договариваться с кем угодно, о чем угодно. Также придется много взаимодействовать с людьми по другим вопросам: напоминать о поставленных задачах, требовать их своевременного выполнения, общаться с журналистами, блогерами, проводить и выступать на мероприятиях. И везде придется говорить много, вежливо, красиво.
Также у пиарщика должна быть высокая скорость реакции и развитое умение быстро адаптироваться к изменяющимся событиям. Нужно уметь следовать за трендами, а еще лучше – быть способным их создать или оказаться в числе первых. Особенно актуально это качество для тех, кто работает с молодежными брендами. Также высокая скорость реакции позволяет избежать или быстро отработать репутационные кризисы с минимальными потерями.
Третье качество, без которого не обойтись на этой должности, креативность. Многие задачи требуют поиска нестандартных решений, особенно работа с негативными инфоповодами. Такие проблемы всегда возникают неожиданно и требуют срочных действий.
Помимо этого пригодятся такие качества, как:
- стрессоустойчивость;
- многозадачность, переключаемость;
- развитая память, внимание к деталям;
- богатый словарный запас;
- эрудированность, широкий кругозор;
- любознательность и любопытство;
- умение находить и идти на компромисс;
- инициативность;
- грамотность;
- высокая скорость мышления, сообразительность;
- самостоятельность;
- целеустремленность;
- дружелюбие и интеллигентность;
- ответственность.
Виды пиар-кампаний
О белом и черном пиаре наслышаны многие. Но это далеко не единственные цвета пиар-кампаний, их тут целая палитра. Разберемся подробнее, как и в каких цветах можно заниматься продвижением:
- белый – классика жанра, использование только проверенных фактов, достоверных данных из открытых источников;
- черный – полная противоположность белому, здесь используются разнообразные нечестные методы продвижения: манипуляции, подтасовка фактов, сокрытие невыгодной информации, дискредитация конкурентов, компроматы и пр.;
- серый – здесь используют информацию в максимально выгодном для продвигаемой компании контексте, об отрицательных моментах «тактично» умалчивают, источники информации не раскрываются, используется личная переписка и другие не очень честные способы получения данных;
- желтый – по аналогии с желтой прессой – информация о скандалах, интригах, сенсациях, подробностях из личной жизни известных людей, основной способ привлечения внимания – эпатаж, провокации, шокирование публики;
- зеленый пиар – экологический, его цель – защита окружающей среды, пропаганда экологичного образа жизни;
- коричневый – с акцентом на военную тематику, создает брутальный образ продукта, компании, личности;
- розовый – пользователь должен увидеть компанию или продукт в розовом свете, часто для создания образа прибегают к выдуманным историям;
- золотой – с упором на выгоду клиента, чаще всего подчеркиваются финансовые аспекты (выгодная цена, экономия и пр.);
- вирусный – по эффекту и методам максимально приближен к сарафанному радио и другим естественным способам рекламы, с той только разницей, что компания специально создает вирусный контент (видео, гифы, мемы, сторис, демотиваторы и пр.), который молниеносно расходится в сети и СМИ и многократно тиражируется пользователями. При этом сам бренд не упоминается, или присутствует в контенте опосредованно, или только подразумевается. Наиболее эффективен такой способ продвижения в социальных сетях;
- кризисный – направлен на разрешение репутационных кризисов, отработку негативных инфоповодов, минимизацию последствий от скандалов, неприятных историй, инцидентов;
- конфликтный – направлен на решение различных конфликтов между компаниями, людьми. Его разновидность – судебный пиар, призванный снизить репутационные риски и защитить бренд во время судов.
Хороший менеджер разбирается во всех видах пиара, т. к. часто при продвижении одной компании приходится использовать несколько методов.
Как стать пиар-менеджером
Есть 2 основных способа, как стать PR-менеджером:
- Высшее образование.
- Курсы (очно, заочно, онлайн).
Стать дипломированным специалистом в области пиар-технологий можно, если закончить любой профильный ВУЗ, где есть специальность «Реклама и связи с общественностью». Это гуманитарная профессия, поэтому для поступления придется сдать экзамены по русскому языку, литературе, обществознанию. Потребуются и другие предметы, например, история, математика или иностранный язык, на усмотрение ВУЗа. Во время обучения много внимания будет уделяться ораторскому искусству, работе с текстом, у некоторых учебных заведений есть качественные практические блоки, во время которых студенты попадают на стажировку в настоящие PR-агентства, где решают уже реальные задачи и нарабатывают полезные связи. У этого метода обучения есть 2 больших минуса: нужно много времени (от 4 до 6 лет), а также в программе присутствует много блоков и предметов «для общего развития», по которым придется сдавать зачеты и экзамены.
Второй вариант – курсы. Отлично подходит для тех, кто уже получил профессию в какой-либо схожей области: психология, менеджмент, маркетинг, журналистика. Иными словами, есть общая база, нужно «подтянуть» специфику. Пройти обучение можно в одной из множества интернет-школ. Например, SkillBox разрабатывал свой курс совместно с Российской Ассоциацией по связям с общественностью в соответствии с профстандартами. Программы есть и других онлайн-университетов: Нетология, Hedu, Laba и др. Курсы длятся от 1 месяца до 1 года, а смотреть лекции можно в записи в удобном режиме. Также многие школы помогают оформить портфолио и трудоустроиться.
Важно всегда оставаться в струе, развиваться, следить за трендами и направлениями. В этом помогут книги, публикации в профильных блогах и общение с другими специалистами по связям с общественностью.
Карьера пиар-менеджера
Для дипломированного PR-менеджера есть 5 вариантов трудоустройства:
- в агентстве, предоставляющем услуги по продвижению;
- в штат пиар-отдела какой-либо компании;
- работать на себя (фриланс), оказывать услуги в частном порядке;
- периодически подрабатывать на различных мероприятиях, проектах, например, специалисты периодически требуются политикам на период предвыборной гонки, для привлечения внимания общественности к выставкам, концертам, другим мероприятиям;
- работать в государственных структурах и управлениях по связям с общественностью.
У пиарщиков хорошие возможности карьерного роста не только в вертикальном направлении, но и в горизонтальном, т. е. в смежных областях. Кем может стать вчерашний выпускник курсов или ВУЗа через несколько лет работы по профессии:
- директор отдела по связям с общественностью в какой-либо компании;
- владелец агентства пиар-технологий;
- пресс-секретарь.
Если через некоторое время захочется сменить профессию на более спокойную, можно переквалифицироваться и быстро стартовать в одной из следующих профессий (а наработанный список полезных контактов поможет в работе):
- журналист;
- копирайтер;
- ивент-менеджер;
- бренд-менеджер;
- маркетолог;
- политтехнолог.
Зарплата пиар-менеджера
Зарплата специалиста по связям с общественностью может составлять от 15 000 до 150 000 рублей. На начальном этапе доход будет небольшим, т. к. у менеджера еще нет наработанных связей, опыта. По мере роста профессионализма будет повышаться и зарплата, примерно через 2 года работы она повысится в 1,5 раза, т. к. специалист приобретет опыт проведения мероприятий, работы с контент-планом, аналитики.
Среднего уровня PR-менеджер получает от 50 000 руб. в регионах до 70-90 тысяч рублей в столице. Если пиарщик сможет стать звездой в своей области, то его заработки будут выше. Опытный специалист может занять руководящую должность начальника отдела или целого агентства, тогда его заработок превысит 150 000 рублей.
Итак, работа в сфере пиар-менеджмента интересная, увлекательная, насыщенная, но сложная, с большой загруженностью и ответственностью, потому подойдет не всем. Перед устройством на работу стоит трезво оценить плюсы и минусы, свои личные качества, пообщаться с теми, кто уже работал в этой сфере.