Контент-план: что это такое, как его составить и вести

Что такое контент-план Социальные сети

Всем привет, уважаемые читатели блога AFlife.ru! Всем, кто ведет сайты или группы в социальных сетях, рано или поздно приходится сталкиваться с дефицитом идей. При этом раздумья о будущих публикациях часто занимают больше времени, чем сама их подготовка. Нередко из-за того, что публикация готовится наспех, падает ее качество, а следом уменьшается количество просмотров и подписчиков. Однако избежать такой неприятной ситуации можно, если вести контент-план. Это верный помощник маркетологов, авторов и всех, кому приходится иметь дело с наполнением сайтов и групп. В статье разберем, что такое контент-план, как его составлять, вести и правильно использовать, чтобы он приносил пользу, а не становился врагом.

Что это такое

Контент – это содержание страницы, любая информация, представленная на ней. Под контентом понимают не только тексты, но и любые другие публикации: видеоролики, картинки и прочее. Если мы говорим о грамотном ведении сайта, то новые посты должны выходить регулярно, небольшие картинки или опросы тоже считаются самостоятельными публикациями. Они могут быть уникальными, авторскими, т. е. ранее нигде не встречались и неуникальными, т. е. заимствованными с других ресурсов.

Контент-план – это график размещения публикаций на канале, сайте, в группе и т.д. Единого стандарта его оформления нет: можно вести в виде таблицы, ассоциограммы или в любом ином удобном формате. В плане должны быть отмечены такие моменты:

  • тема;
  • формат (аудио, текст, картинка, видео);
  • назначение поста: развлекательный, вовлекающий, продающий или иной;
  • дата публикации.

пример контент-плана

План составляют на срок от 1 недели до нескольких месяцев, периодически его обновляют и продлевают.

Отличие контент-плана от редакционного и медиа-плана

Редакционный и контент-план частично совпадают, однако первый из них подразумевает именно текстовое наполнение. Контент же – это более широкое понятие, которое включает в себя публикации разных форматов: аудио, видео, изображения, викторины и прочее.

Медиа-план относится к немного другой категории. В нем расписываются рекламные кампании, различные мероприятия и их бюджет, а также сроки реализации разных мероприятий. Это маркетинговое понятие, с контентом очень слабо связанное. Не стоит путать эти термины и подменять один другим.

Зачем нужен контент-план

Четкое расписание публикаций позволяет достичь сразу же нескольких целей:

  1. Экономия времени. Не придется каждый раз долго сидеть и выдумать тему для поста. В графике будет четко отражено, что нужно сделать в конкретный момент. Нередко еще при составлении плана в голову приходят мысли, касающиеся структуры будущего текста или видео. Необходимо фиксировать эти идеи, они помогут в будущем при детальной проработке контента. Также не придется тратить время на припоминание.
  2. Регулярность постов. В плане всегда закладывается дедлайн и дата размещения публикации. Здесь есть еще один важный момент: когда статьи или видео выходят по определенному графику, пользователям проще следить за любимым блогером. Если же публикации появляются от случая к случаю, аудитория начинает забывать про сайт, группу или канал.
  3. Возможность готовить публикации заранее, тщательно их продумывать и прорабатывать.
  4. Разработка стратегии продвижения сайта, продукта, блога и другого ресурса. Когда схема публикаций перед глазами, гораздо легче расставить их в правильном порядке, чтобы они мягко вели читателя по маркетинговому пути: от знакомства с продуктом и подогрева интереса к нему до покупки, заказа или иного целевого действия.
  5. Автор понимает, как общаться с аудиторией: как часто делать посты, как оформить сайт или блог, какие типы информации лучше воспринимаются аудиторией.
  6. Возможность поддерживать стабильное качество публикаций. Когда есть четкий график, гораздо проще готовить тематические посты, продумывать их структуру и содержание, а не сочинять хоть что-то, лишь бы было. Написанное на коленке за 15 минут редко привлекает к себе внимание.
  7. Работа с разной аудиторией, ее максимальный охват. Иногда у блога бывают очень разнообразные посетители, и подобрать тему так, чтобы она зацепила всех, сложно. Если же разбить аудиторию на группы, подбирать материалы для каждой и последовательно выставлять их на сайте, то получится поработать практически с каждым. Тогда аудитория не будет теряться и разбегаться.
  8. Систематизация материала. Схема позволяет увидеть весь материал площадки буквально на одной странице. Благодаря этому упрощается работа проставлением ссылок на другие статьи сайта. Можно заранее продумать, в каком материале сделать отсылку на публикацию из прошлого месяца, а в каком на вчерашнюю.
  9. Возможность вернуться к прошлым постам. Иногда старым материалам можно и нужно давать новую жизнь: освежать списки фильмов и книг, дополнять лайфхаки и прочее, один взгляд на график позволит выделить такие темы.
  10. Полное раскрытие темы, приведение всего материала к единому стилю. Если не составлять контент-план, то можно упустить важные детали или подтемы. Есть риск ведения непоследовательного повествования. А читателям не нравится, когда рассказчик прыгает с «5 на 10», и у постов не прослеживается четкая логика.

Зачем нужен контент-план

Наличие четкого графика позволяет подходить к ведению более профессионально, делать каждую публикацию качественной и размещать её на сайте вовремя. Без грамотного планирования можно утонуть в потоке информации, уйти в сторону от своей цели, растерять аудиторию, которой непонятна логика постов.

Разновидности контента

Информация на сайте может быть разной, каждый пост должен преследовать свои цели. Контент принято делить на 5 типов: полезный, развлекательный, вовлекающий, продающий, репутационный. Эта классификация немного условна, т. к. нередко одна и та же публикация обладает чертами разных типов контента.

Полезный контент

Эти публикации дают читателям полезную информацию, помогают решить проблемы, найти ответы на вопросы по теме. Сюда можно отнести:

  • обучающий контент (пошаговые инструкции, рецепты);
  • информационный материал (статья на блоге, например, которую Вы сейчас читаете);
  • ответы на вопросы подписчиков или на самые распространенные вопросы;
  • лайфхаки;
  • подборки и списки, например, полезных книг по тематике сайта или интересам читателей («10 книг, с которыми Вы станете разбираться в устройстве Вселенной»), или сайтов, или ссылок и прочее.

Нужно понимать, что пост должен соответствовать тематике сайта, а также отвечать интересам большинства аудитории. Например, в группе строительной компании будет неуместна статья с 10 лучшими салатами. Равно как и пост о заливке фундамента не привлечет внимание подписчиков кулинарной странички.

Продающий контент

Это по большей части рекламные публикации, нацеленные на повышение продаж, привлечение клиентов. Таких постов не должно быть много, оптимальной считается формула 4-1, т. е. 1 продающий материал на 4 материала другого типа. Тогда посетители страницы не устанут от назойливой рекламы, но и не забудут, что здесь можно приобрести что-то полезное. К этому типу контента относятся:

  • сообщения об акциях;
  • специальные предложения для определенных групп аудитории;
  • информация о скидках.

Репутационный контент

Формирует лояльное отношение к бренду. Здесь можно и нужно рассказывать об уникальности своей продукции, показывать экспертность в своем вопросе, всеми возможными способами доказывать пользователям, что это страничка профессионалов. Посты могут быть посвящены:

  • преимуществам фирмы, выпускаемой продукции, при этом нельзя упоминать названия других фирм: конкуренция должна быть честной;
  • отработке возможных возражений покупателей: почему товар стоит именно столько, почему курсы длятся не 1 месяц, а 4, почему результат будет достигнут именно за такой срок и т.д.;
  • отзывам о компании;
  • отработке негатива: возможно, где-то появилась отрицательная информация о фирме, сами ли подписчики в комментариях написали что-то плохое, оставлять это без внимания нельзя, нужно с достоинством ответить на претензии;
  • информация о сотрудниках;
  • новости компании;
  • истории довольных клиентов;
  • отчеты с мероприятий.

Иными словами, освещается жизнь фирмы, формируется ее позитивный имидж. Таких постов тоже не должно быть слишком много, их необходимо разбавлять контентом других типов, иначе читатели устанут от постоянной саморекламы, перестанут получать пользу от канала и, в итоге, отпишутся.

Разный контент

Вовлекающий контент

Подразумевает какое-то взаимодействие с аудиторией с одной стороны, побуждает ее к какой-то активности – с другой, повышает вовлеченность подписчиков – с третьей. Публикации этого типа собирают самые большие охваты, к ним максимум лайков и комментариев. Сюда относятся:

  • конкурсы;
  • игры;
  • опросы;
  • розыгрыши подарков;
  • открытые обсуждения.

Развлекательный контент

Сюда относится все, что легко читать, смотреть и слушать. Идеально, если это связано с тематикой группы. Например, залипательные видео про китайских мастеров за минуту выкладывающих фигурную кирпичную стену для строительного паблика, подборки интересных книг в литературном сообществе. К этой категории относятся:

  • истории, статьи, интервью;
  • комиксы;
  • мемы и смешные картинки;
  • головоломки, загадки;
  • развлекательные видео;
  • интересные подборки.

Для сайта нужен контент во всем его многообразии. Главное, чтобы все материалы были связаны с основной темой и были интересны читателям. А вот для грамотного распределения типов постов (в идеале они должны чередоваться) как раз и нужен контент-план, тогда записи будут разнообразными и подогревающими интерес аудитории.

Как составить план публикаций

Если следовать простой пошаговой инструкции, то можно составить контент-план практически для любой сферы:

  1. Определить свою тему, цель ведения страницы.
  2. Определить целевую аудиторию (ЦА), составить ее максимально подробный портрет: пол, возраст, занятия, интересы и увлечения, семейное положение.
  3. Найти основные интересы ЦА.
  4. Соединить свою тему и интересы аудитории. Чем больше общего, тем лучше: легче искать темы для публикаций.
  5. Проанализировать конкурентов. Здесь можно почерпнуть идеи для своих публикаций, посмотреть удачные и не очень примеры контента.
  6. Составить начальный контент-план. После анализа аудитории и конкурентов в голове уже появляются мысли о чем и как писать — это все нужно зафиксировать на бумаге. В наброске должны появиться основные графы: даты публикации, темы, ссылки на исходники и дополнительные материалы.

Контент для соцсетей

Дальше уже начинается сама работа. Необходимо сделать 1-2 публикации, собрать отклики, оценить реакцию аудитории. При необходимости – внести правки в свой план. Уже через пару недель будет ясно, что пользуется спросом, а что нет, какие темы стоит раскрыть подробнее, а какие не нужно трогать вообще.

Как оформить контент-план

Единого шаблона оформления нет, каждый оформляет его так, как удобно. Чаще всего используются таблички, т. к. в них удобно представлять информацию в сжатом виде: тезисы по категориям и ничего лишнего. Однако можно подойти к работе более творчески. Основные способы оформление контент-плана:

  • таблица-календарь, самый распространенный вариант оформления контент-плана. В таблице есть столбцы с типами постов, темами, кратким описанием и датой публикации;
  • рубрикатор: здесь темы тестов распределены по столбцам-рубриками;
  • интеллект-карта – это разновидность ассоциограммы: от главного слова идут стрелочки-ветви по рубрикам, они тоже разветвляются на конкретные темы и подтемы, рядом пишутся какие-то примечания. Я пользуюсь бесплатным тарифом в онлайн сервисе Mindmeister.

Интеллект-карта

Главное, чтобы с графиком было удобно работать, а представить его можно в любом удобном виде.

Как вести контент-план

Если не научиться работать с графиком, то толку от него не будет. Необходимо взять за правило ежедневную работу над документом: просматривать поставленные на текущий момент задачи, вносить какие-то дополнения, пометки, следить за актуальностью тем, своевременно вносить правки, отмечать уже выполненные задачи.

Этим аспектам ведения контент-плана нужно уделить особенное внимание:

  • контроль дедлайнов и сроков выхода постов на сайте: если был заявлен определенный график публикаций, то он должен соблюдаться, регулярность очень важный фактор для продвижения;
  • своевременно вносить изменения, например, если интервью получилось большим, его можно разбить на 2 части, тогда сдвинутся сроки выпуска других текстов;
  • делать пометки, если появились какие-то новые мысли, идеи;
  • регулярно обновлять список тем, делать это раз в день, неделю или месяц: контент-план всегда должен быть написан на пару недель вперед;
  • контролировать актуальность информации, полноту раскрытия тем.

Если не получается следовать плану

Конечно, катастрофы из-за пары сбоев не произойдет. Первое время необходимо будет привыкать к регулярной публикации материалов. Возможно, график нужно будет менять на более удобный или придумать более комфортный вариант оформления контент-плана. Но, если возникает желание все бросить, стоит остановиться и подумать, зачем все это начиналось, какая цель преследуется.

работа на результат

Также ничего страшного не случится, если план будет меняться или будут появляться какие-то внеплановые сообщения. Например, только что прошла конференция, лучше рассказать о ней, даже если эта тема не была запланирована: 7 вариантов организации пространства в шкафу можно будет опубликовать в следующий раз, актуальность этой темы не потеряется со временем.

Контент-план призван сделать жизнь более простой. Он необходим для составления стратегии продвижения. Если в первое время будут возникать трудности – это нормально. Просто приходится привыкать к новому формату работы. Через некоторое время стане очевидно, что без контент-плана работать совсем некомфортно, а эффективность постов на порядок ниже.

Если вам понравилась наша статья, то делитесь ею в социальных сетях и обязательно подписывайтесь на обновления блога, чтобы не пропустить много чего интересного!

Дарья Гостищева
AFLIFE
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности

  1. Назар

    Недавно завел свой блог и переодически выкладывал публикации, но быстро понял что нужен какой-то график или контент-план. И вот случайно наткнулся на эту статью и нашел отличный пример контент плана. После его внедрения началась какая-то магия. Вовлеченность и охват увеличился и за месяц набрал 1000 подписчиков.

    Ответить