Что такое ТЗ, как заказчику составить техническое задание

Что такое ТЗ заказчика Полезно знать

Всем привет, уважаемые читатели блога AFlife.ru! ТЗ (техзадание, техническое задание) – необходимый документ для работы над заказом, не имеющим четких стандартов качества. Он регламентирует «творческие» работы: создание дизайнов, текстов, приложений, сайтов и прочего. Сегодня разберем, что такое ТЗ заказчика и как его составить, чтобы исполнитель (подрядчик) понял, что от него требуется, и какой результат ожидается.

Что такое техническое задание

В техническом задании отражаются конкретные требования к проекту или результату деятельности. Важные отличия ТЗ от поручения – это точность и четкость формулировок, указание характеристик, которым должен соответствовать продукт.

Пример технического задания

Обычно в документе указывают:

  • общую информацию о заказе;
  • цель и назначение проекта;
  • конкретные требования к структуре, оформлению (например, для текста – раскрытие тем, наличие определенных подзаголовков, для сайта – наличие определенных элементов);
  • дополнительные параметры (например, для текстов – уровень заспамленности, водянистости и прочих характеристик);
  • инструменты проверки/тестировки;
  • порядок приема заказа;
  • срок выполнения, оплату.

Например, фраза «Купи хлеб» не будет техзаданием, это поручение. Исполнитель может принести любой хлеб: серый, белый, черный, батон, килограммовую булку. При этом представление заказчика и подрядчика о хлебе может кардинально не совпадать. Избежать проблем поможет четкое формулирование задачи:

  • «Купи горчичный батон для бутербродов такой-то фирмы»;
  • Или: «Мне нужна 300-граммовая булка бородинского хлеба из пекарни напротив».

Можно еще указать, до которого часа нужно успеть выполнить это задание. Тогда результат будет предсказуем.

Как составить ТЗ

Зачем нужно ТЗ

Четкое и грамотно составленное ТЗ помогает на всех этапах работы. Сначала оно позволяет:

  • оценить подрядчику собственные силы: справится ли он с предложенной работой, все ли знает и умеет из того, что требуется;
  • понять, насколько адекватны требования заказчика;
  • опытные заказчики и исполнители уже на этом этапе понимают, смогут ли они сработаться;
  • заказчик сможет выбрать достаточно квалифицированного работника или быстро заменить исполнителя, не тратя много времени на объяснение одного и того же.

Таким образом, документ помогает установлению первичного контакта, позволяет сэкономить время и силы при подборе персонала.

Для чего нужно техзадание

В процессе работы ТЗ:

  • помогает избежать или снизать количество ошибок и разночтений при выполнении заказа;
  • позволяет исполнителю и заказчику представить готовый продукт целиком;
  • задает направление работы, исключает самодеятельность со стороны исполнителя;
  • делает результат более предсказуемым;
  • регламентирует требования заказчика, помогает избежать ситуаций, когда заказчик резко передумывает и начинает хотеть чего-то противоположного.

На этапе приема заказа техрегламент тоже помогает:

  • проверить выполненное задание по пунктам, не упуская ничего важного;
  • для исполнителя это – страховка от недобросовестного заказчика: когда требования записаны, и продукт им соответствует, заказчик не может не принять или не заплатить исполнителю только потому, что ему не понравилось или он как-то иначе себе представлял то, что должно получиться.

В спорных ситуациях четкое ТЗ помогает определить, кто прав: заказчик или исполнитель. Большую юридическую силу документ получает, если становится приложением к договору об оказании услуг.

Что должно быть в техзадании

Единых стандартов по составлению ТЗ нет. Однако есть некоторые регламентирующие документы, например, ГОСТы 1980 и 1990 годов или стандарт ISO/IEC/IEEE 29148. Их можно использовать как образцы, однако они носят рекомендательный характер. Итоговый вид и содержание технического задания остаются на совести составителей. Поэтому внешний вид ТЗ сильно отличается: кто-то укладывает мысль в пару предложений, а кто-то то же самое расписывает на 2 станицы. Ниже разберем основные пункты, которые должны быть в документе.

Структура ТЗ

Технические характеристики

В основном это требования к оформлению и прочие измеримые величины. Например, для текстов это: длина самого текста в знаках, размер и цвет шрифта, форматирование, ключевые слова, подзаголовки, процент уникальности, тошнота. Двояко интерпретировать их не получится, т.к. все характеристики выражаются в конкретных числах.

Структура не является строго фиксированной, главное, чтобы все пункты были четко отражены.

Маркетинговые характеристики

Задавать характеристики продукта, способствующие его продвижению, сложнее, т. к. отсутствуют какие-либо измеримые показатели. Однако будет плюсом, если заказчик расскажет о своем продукте, его особенностях, целевой аудитории, каких целей хочет добиться. Тогда будет проще понять, что нужно сделать.

Например, копирайтеры часто видят в заданиях фразу «текст должен быть написан для людей, а не для машин». Это означает, что текст должен легко читаться, быть интересным, нести полезную информацию, решать какую-то проблему читателя. Какими способами автор будет добиваться этой цели – не имеет значения. Но заказчик не примет заспамленный текст, оптимизированный для поисковых роботов, не имеющий смысловой нагрузки.

Пример ТЗ для копирайтера

Этапы работы для больших проектов

Это особенно важно для комплексных работ. Можно разбить большой проект на части и назначить по ним промежуточные дедлайны, например, указать, в каком порядке необходимо писать цикл статей, в какие сроки сдавать каждую.

Для разработки можно назначить сроки по каждому этапу разработки: разработке идей и функционала, демонстрации прототипов, тестированию и прочему.

Проверка, сроки и оплата

Сразу в рамках ТЗ указывается  срок сдачи проекта, стоимость работы и то, как будет производиться расчет:

  • цена за весь комплекс услуг;
  • сроки сдачи всего проекта и этапов, если они есть;
  • если предусмотрен поэтапный расчет – указать этапы, сумму платежей за них и ориентировочные сроки сдачи частей проектов и переводов за них;
  • платежные системы (банковские карты, электронные кошельки).

Также в техническом задании должны быть перечислены способы проверки, используемые сервисы: тогда подрядчик сам сможет проверить свою работу на соответствие требованиям заказчика. Можно составить чек-лист, по которому исполнитель сам сверится с тем, все ли он сделал, что просили.

Дополнительные аспекты

Если есть какие-то дополнительные пожелания или требования, которые не уложись в предыдущие пункты – их тоже нужно указывать. Чем четче заказчик опишет задачу, тем выше вероятность, что исполнитель сдаст проект, максимально соответствующий ожиданиям и требующий минимум доработок.

Как составить Техзадание

Стоит отметить, что технические задания могут писать как сами заказчики, так и специально нанятые люди. Нередко случается, когда ТЗ составляют подрядчик и заказчик вместе.

Итак, ТЗ – это важный документ для коммуникации при создании какого-либо продукта. В нем должны быть отражены все важные характеристики проекта, сроки сдачи, информация об оплате работы. Нужно избегать размытых формулировок: требования следует излагать максимально четко, не допуская разночтений. Тогда во время работы над проектом будет возникать минимум недопониманий, а результат будет соответствовать ожиданиям.

Если вам понравилась наша статья, то делитесь ею в социальных сетях и обязательно подписывайтесь на обновления блога, чтобы не пропустить много чего интересного!

Дарья Гостищева
AFLIFE
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности