Самозанятость: кому подойдет и как ее оформить

Что такое самозанятый Финансы

Всем привет, уважаемые читатели блога AFlife.ru! В 2017 году в нашем законодательстве появилось понятие самозанятости. Основной посыл создателей данного эксперимента заключается в том, что многие частники в России оказывают услуги без официального договора. Соответственно, бюджет не получает налоговые выплаты, а сам «предприниматель» в правовом смысле оказывается не защищен. При этом и регистрироваться как ИП человеку невыгодно – он просто не потянет пенсионные и налоговые взносы, у него не так много дохода. Сегодня мы разберем, что такое самозанятый, стоит ли оформлять этот статус и какие «подводные камни» могут встретиться.

Что такое самозанятость

Правильно этот способ налогообложения называется «Налог на профессиональный доход», он начал действовать в прошлом году. Регионы, которые первыми подключились к данной программе, участвовали в ней в качестве пробного варианта. Это Москва и Московская область, Татарстан и Калужская область. На конец 2019 года в России в качестве самозанятых были зарегистрированы уже больше 250 тысяч человек. Большинство из них – это предприниматели, которые сменили налоговый режим на более простой.

Пилотное внедрение нового режима прошло успешно, поэтому Министерство Финансов РФ решило распространить его по всей стране. В 2020 году в программу были включены еще несколько регионов. Уточнить их актуальный список вы всегда сможете на сайте налоговой службы https://npd.nalog.ru/ , ведь вскоре он станет гораздо шире.

Впоследствии налог на самозанятость будет работать во всех российских регионах. Соответственно, будут и проверки. Поэтому если вы оказываете частные услуги и пока не зарегистрированы как ИП, имейте в виду, что вскоре вам придется выбрать способ налогообложения – стать самозанятым или предпринимателем. Или же переоформить частное предпринимательство на новый вариант легализации доходов, для определенной категории бизнесменов это будет гораздо выгоднее.

Однако не все граждане смогут стать самозанятыми. Дело в том, что существуют некоторые ограничения по сфере деятельности, которой занимается человек. Вы не сможете перейти на новый режим налогообложения, если перепродаете товары, добываете полезные ископаемые или реализуете подакцизную продукцию (к примеру, алкоголь или табак). Также необходимо иметь доход менее 2,4 млн. рублей в год и не нанимать сотрудников (то есть работать самостоятельно). Конкретные области, в которых можно оказывать услуги или продавать товары собственного производства, в законе о самозанятости не указаны. Поэтому следует ориентироваться на приведенные выше ограничения.

Кто чаще всего регистрируется как самозанятый:

  • таксисты, грузоперевозчики;
  • парикмахеры, косметологи, визажисты, мастера маникюра;
  • фотографы, видеооператоры;
  • юристы, бухгалтера, финансовые консультанты;
  • люди, сдающие недвижимость в аренду;
  • ведущие мероприятий;
  • производители собственной продукции (фермеры, пасечники, хендмейкеры).

Обратите внимание, что самозанятым считается только тот гражданин, который регулярно оказывает услуги за определенную плату. Если вы помогли соседу установить розетку за символическую сумму, регистрироваться и платить налоги с этого дохода не нужно.

Стоит отметить, что самозанятость в России – это не какое-то ноу-хау. Подобный режим налогообложения успешно применяется нашим ближайшим соседом, республикой Беларусь. Аналогичные способы легализации доходов действуют в США, Великобритании, странах Евросоюза.

Особенности налогообложения

Особенности налогообложения самозанятых

Объектом налогообложения для самозанятого гражданина станут доходы, которые он получает от оказания услуг или реализации вещей, которые сам же изготовил. Обязательным условием является отсутствие работодателя в выбранной сфере – человек работает сам на себя. Если у вас уже заключен трудовой договор, вы сможете стать самозанятым, но будете не вправе оказывать услуги этой же организации. Также запрещено привлекать к своей работе наемных сотрудников (по крайней мере официально).

Основное преимущество получения статуса самозанятого – это отсутствие необходимости платить налоги или другие взносы, если у вас нет дохода. В отличие от того же ИП, когда приходится вносить платежи в бюджет независимо от того, была прибыль в этом месяце или нет. Самозанятые люди отдают государству только определенный процент от заработанной суммы:

  • 4% если работают с частными лицами;
  • 6% при сотрудничестве с юрлицами.

Специальный налоговый режим будет актуален как минимум в ближайшие 10 лет, размер налоговых платежей при этом останется неизменным.

Налог рассчитывается ежемесячно 12 числа за предыдущий календарный период, затем самозанятому направляется уведомление об оплате. Перевести деньги по этой квитанции необходимо до 25 числа. Самостоятельно вычислять сумму вам не придется, потому что процедура происходит автоматически в зависимости от поступлений на банковскую карту или переданных сведений. Также не нужно подавать налоговую декларацию, ведь все необходимые данные доступны налоговикам в режиме реального времени. Таким образом, самозанятые граждане освобождаются от самого неприятного занятия, которое сопровождает их основную бизнес-деятельность – вести бухгалтерию и считать налоги.

Как получить статус самозанятого

В данный момент оформить статус самозанятого смогут граждане, которые осуществляют свою деятельность на территории одного из регионов, вошедших в программу. Зарегистрироваться можно буквально за несколько минут, никакой бюрократии и длительного ожидания, пока налоговая проверит все бумаги. Существует несколько вариантов регистрации:

  • на портале Госуслуг;
  • на сайте налоговой инспекции;
  • через некоторые уполномоченные банки (например, Сбербанк);
  • через приложение «Мой налог».

Последний вариант наиболее разумен, потому что этой программой вам все равно придется пользоваться впоследствии. Разберем подробнее, как зарегистрироваться в приложении и затем работать в нем:

  1. Скачайте «Мой налог» из официального перечня приложений для вашего смартфона.
  2. Если вы зарегистрированы на сайте налоговой службы, можно использовать свой профиль и для регистрации в качестве самозанятого. В таком случае просто введите учетные данные от личного кабинета.
  3. Если доступа в налоговый сервис нет, потребуется паспорт. Его необходимо сфотографировать прямо из приложения и отправить на проверку.
  4. Напишите свой номер мобильного телефона и затем подтвердите его с помощью кода, который поступит в сообщении.
  5. Укажите регион осуществления деятельности.
  6. Сфотографируйте себя в соответствии с требованиями, указанными в программе. Этот пункт нужно пропустить, если вы вошли под учетной записью ФНС.
  7. Отправьте заявление в налоговую и ждите ответа. Максимальный срок проверки – 6 дней, но обычно она проводится куда быстрее.

Когда придет подтверждение, необходимо будет указать реквизиты счета банковской карты, которую будете использовать для приема оплаты. В приложении вы сможете сформировать чек и отправить его клиенту. Для этого нужно знать его номер телефона или адрес электронки (если работаете с частным лицом), ИНН (если оказываете услуги организации). Также личный кабинет дает возможность контролировать налоговые выплаты и получать уведомления от ФНС.

Вы можете и не указывать банковскую карту, но в таком случае придется самостоятельно вносить данные об оплате, полученной от клиентов. Гораздо проще завести отдельную карточку и применять ее только для учета доходов.

Использовать приложение «Мой налог» могут и иностранные граждане, если они регистрируются в качестве самозанятых в России. В таком случае им необходимо указать еще и свой ИНН, одного паспорта будет недостаточно.

Если через какое-то время вы решите прекратить свою деятельность, можно легко аннулировать статус самозанятого. Для этого необходимо направить в налоговую инспекцию соответствующее заявление через то же самое приложение. А пока обращение рассматривается, платить ничего не придется, ведь налог рассчитывается с поступлений на банковскую карту или по сведениям, которые вы сами предоставляете.

Плюсы и минусы самозанятости

Плюсы и минусы самозанятости

 

Новый режим налогообложения уже оценили действующие предприниматели. Для них переход на самозанятость выгоден, ведь теперь придется платить меньше налогов, а страховые взносы и вовсе отсутствуют.

Но что, если человек занимается неофициальной частной практикой и не нанимает работников? Для него выбор стоит между оформлением статуса самозанятого или продолжением работы вне правового поля. Если у него и так небольшой доход, стоит ли отдавать его часть государству? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим, какие плюсы есть у самозанятости:

  • самозанятый не перечисляет обязательные страховые взносы, но при этом может пользоваться социальными государственными гарантиями (часть налоговых выплат перечисляется в ФОМС);
  • размер налога меньше, чем для предпринимателей или юридических лиц;
  • простая регистрация без необходимости идти в налоговую, она занимает минимум времени;
  • можно получать налоговый вычет до 10 тысяч рублей, тогда фактическая ставка налога уменьшается;
  • сумма к оплате считается автоматически, вам ничего не придется делать для этого;
  • самозанятые могут получать справки о доходе и использовать их, например, для получения кредита;
  • не нужно устанавливать онлайн-кассу, чек формируется в приложении (более актуально для ИП, которые хотят стать самозанятыми);
  • банки-партнеры предоставляют самозанятым некоторые бонусы, например, онлайн запись и учет клиентов, конструктор документов, юридические консультации и пр.;
  • в условиях пандемии коронавируса государство оказывает поддержку самозанятым (речь идет о возврате налога, уплаченного в 2019 году, и выделении 1 МРОТ на налоговые взносы в 2020 году).

Ну и, конечно, основное преимущество в оформлении статуса самозанятого – это отсутствие претензий со стороны налоговых и прочих контролирующих органов. Вам не придется переживать, что банк заблокирует карточку, когда на нее придет очередной платеж от заказчика. Особенно если вы рекламируете собственные услуги в интернете, ведь налоговики часто интересуются правомерностью их предоставления.

Какие минусы можно отметить у специального налогового режима:

  • оплаченные в бюджет средства не идут в ПФР, поэтому формировать будущую пенсию придется самостоятельно;
  • период самозанятости не входит в трудовой стаж;
  • если через какое-то время вы выйдете на доход, превышающий максимальную планку для самозанятого, придется регистрировать ИП или ООО;
  • вряд ли получится сотрудничать с крупными игроками на рынке, потому как они предпочтут заключить договор с частным предпринимателем или организацией.

Следует отметить, что в последнее время некоторые компании стали нанимать только самозанятых. Для организации выгода очевидна – все выплаты в бюджет берет на себя работник, ей остается только заключить договор.

Если вы хотите заняться частным бизнесом и пока не знаете, стать самозанятым или открыть ИП, внимательно изучите особенности того и другого варианта в отношении вашей ситуации. Например, предприниматель может вести свою деятельность в любом регионе, самозанятым же доступны только определенные территории, которые подключились к этой программе. Спланируйте доход, который будете получать – при превышении 2,4 млн. рублей в год самозанятость невозможна. Но в тоже время самозанятые освобождаются от необходимости вести бухгалтерию и покупать онлайн-кассу. И, конечно, размер налоговой ставки и прочие выплаты говорят не в пользу ИП. В любом случае, отталкивайтесь от особенностей бизнеса, который вы собираетесь открыть.

Можно с уверенностью сказать, что эксперимент с самозанятостью скоро станет привычным налоговым режимом. Многие нелегальные предприниматели выйдут из тени и будут официально платить налоги. Тем более, что предложенная государством налоговая ставка не такая уж и высокая. А чтобы еще больше сэкономить, можно оформить вычет, тогда фактический размер налога составит 3%-4%.

Если вам понравилась наша статья, то делитесь ею в социальных сетях и обязательно подписывайтесь на обновления блога, чтобы не пропустить много чего интересного!

Владимир Соболев
AFLIFE
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности

  1. Ирина и Игорь

    Режим самозанятости в сравнении с ИП имеет, как свои плюсы, так и минусы. Но если деятельность не предполагает, что вы будете брать к себе сотрудников для помощи по работе, то скорее самозанятость выгоднее в плане налогов — они тут значительно меньше, по крайней мере отсутствуют обязательные платежи в пенсионный фонд, что составляет значительную часть выплат ИП. С другой стороны, у самозанятого не идет стаж, а также не будет никаких пенсионных накоплений.

    Ответить
    1. AFlife Admin

      Рассчитывать на пенсию в принципе не стоит, мне кажется))

      Ответить